ЯВитрина
Впервые металлические колеса сменили на посту деревянные по историческим меркам относительно недавно, в расцвет механизированного производства. Поначалу широкое распространение имели колеса со спицами, но то, что хорошо для легких конных повозок не очень положительно соотносится с более тяжелыми автомобилями. Как итог в первой четверти ХХ века наметилась тенденция преобладания цельных штампованных колес над спицевыми. Пользуются определенным спросом они и по сей день.
В 50-60 годах прошлого века у штамповок появилась конкуренция – диски легкосплавные. Конечно, первые образцы и модели были далеки от совершенства. Но уже к 80-м годам многие недостатки были устранены, диски стали производиться более прочными, усталостное разрушение сведено к минимуму. В итоге на сегодняшний день в области автомобильных колесных дисков между собой конкурируют лишь два типа – штампованные и легкосплавные. И каждый из них обладает своей технологией изготовления, своими достоинствами и недостатками. Рассмотрим подробнее каждый из типов.
Изготавливаются из двух составных частей: ступичной части и обода. Они производятся методом холодной штамповки, после чего свариваются между собой точечной сваркой. Так как производительность пресса высока, то себестоимость получения дисков относительно низкая. В связи с этим стальные диски значительно дешевле легкосплавных. Преимуществом стальных изделий можно назвать большую пластичность материала, что положительно сказывается в нештатных ситуациях при наездах на препятствия. Но и недостатков у такого варианта немало.
Рассмотрим легкосплавные диски. По различным технологическим процессам производства и своим конструкциям диски можно разделить на 3 группы – литые, кованые и составные.
Уже из самого наименования можно определить, что способом производства является отливка. Которая тоже в свою очередь разделяется на 3 способа – литье в кокиль (форму из жаропрочных сплавов), литье под низким давлением (с использованием пресс-формы), литье с противодавлением Отливка позволяет достигать максимальной точности форм и размеров. Это уменьшает последующую механическую обработку и снижает конечную стоимость диска. Используют для отливки сплав кремния с алюминием и магния с алюминием, что в конечном итоге положительно сказывается на массе конечного продукта. Более легкий вес по сравнению со штампованными дисками улучшает управляемость автомобилем, улучшает плавность хода. Но есть свои недостатки. Это низкая устойчивость к коррозии.
Производство их основано на двух технологиях. Метод раскатки заготовки на территории России практически не применяется, а значит подробно на нем останавливаться не стоит. Рассмотрим второй метод – горячая объемная штамповка. Металл (штамп) неоднократно подвергается деформации. Перед каждым циклом его накаляют и прессуют (усилие пресса 6 – 20 тыс. тонн). Полученный материал подвергается закалке. Затем с помощью механической обработки диску придается нужная форма, при этом заготовка теряет до половины своего веса. Такой способ производства диска сложен. Производить кованые диски могут лишь крупные предприятия, имеющие дорогое современное оборудование. Это положительно влияет на качество дисков, но отрицательно сказывается на их цене. Кованые диски обладают повышенной пластичностью, при ударе они не раскалываются, а лишь деформируются.
Составляются из нескольких частей, которые соединяются стальными или титановыми болтами. Как правило, ступичная часть отливается, а обод производится методом объемной горячей штамповки. Технологически производство составных дисков более усложненное, но такие диски соединяют в себе положительные качества кованых и литых дисков.
Итак, зная все положительные и отрицательные качества автомобильных колесных дисков можно уже решить для себя, какие диски приобретать предпочтительней. В заключение хотелось бы отметить, что перед поступлением в розничную продажу все колесные диски подлежат обязательной сертификации. В России ГОСТ на колесные диски один и не зависит от материала и технологии производства. А это значит, что все диски проходят одинаковые испытания.